рваная простыня
Во-первых, с тех пор, как я узнала про экранизацию, у меня было полтора года на то, чтобы вдолбить себе: Джексон - не я, а я - не Джексон, поэтому картинок и голосов из моей головы я в "Хоббите" не увижу и не услышу. Равно как и кто-либо другой.
Джексон сотоварищи сняли то, что им казалось правильной и настоящей историей о походе к Одинокой Горе.
Мартин Фриман сыграл того молодого Бильбо Бэггинса, который ему казался правильным и настоящим.
Йен Маккелен наконец-то сыграл свой вариант настоящего Гендальфа, а не "чёртика из табакерки" и "движителя сюжета" (как выразилась моя мама), как в ВК.
И так далее, и тому подобное.
Если бы Толкин смотрел экранизации своих книг, он бы, как минимум, нашёл множество поводов поспорить, а как максимум, написал ещё одну книгу, где главного орка звали бы Питером Джексоном и убивали бы с особой жестокостью. И это нормально. Каждому свои картинки и голоса.
Мне безумно понравились джексоновы.
О маме.
Моя мама не читала "Хоббита", зато знает "Властелина Колец" и "Сильмариллион" едва ли не наизусть. Поэтому то, что от фильма она в восторге, я считаю ещё одной большой победой Питера Джексона. И пусть только кто-нибудь попробует меня разубедить.
"Когда Торин впервые появился в кадре, я, грешным делом, поймала себя на мысли: "Голубой?.. Еврей?..". Люблю маму.
О Торине.
МАДЖЕСТИК.
...
Т-таки да. Во время первого просмотра охуенность киношного Торина затопила меня настолько, что характера я не словила. А мне не нравится не ловить характеры, поэтому сегодня я смотрела ещё и ради этого. Попунктово:
1. Первое, что знает Торин Оукеншильд, - это то, что он
Двенадцать гномов, которых Торин ведёт к Одинокой горе, фактически, на смерть, - это то же самое, что целый народ. Хотя примерно треть из них старше, чем он, он им отец, а они все - детишки, которых надо беречь. Поэтому навязанный пасынок Бильбо поначалу вызывает у Торина такое отторжение: его преданные гномы хотя бы могут за себя постоять, а этот новенький не только не может, но и на остальных какую-нибудь беду неизбежно навлечёт! А расхлёбывать и отвечать (перед Гендальфом и, что куда страшней, перед собой самим), как обычно, Торину.
Нельзя сказать, чтобы он оказался совсем не прав, но Бильбо его, конечно, сильно потом удивил. Но об этом потом.
2. Второе, что знает Торин Оукеншильд, - это то, что обратно в Эребор его ведёт отнюдь не долг вождя. Он нашёл дом для своего народа (Морию), он нашёл им правителя (Балина), всё стало великолепно, чего ещё желать, казалось бы? Но он действительно сын, внук и правнук королей, а короли свои королевства не бросают. Бильбо очень чётко попал мохнатой своей пяткой прямо по главной мозоли Торина, когда сказал, что у того нет дома, где он чувствовал бы себя на месте. Этот дом Торин надеется найти в Эреборе, хотя читавшие "Хоббита" знают, что он там в результате найдёт (и с какой именно наследственностью это будет связано).
3. Третье, что знает Торин Оукеншильд, - это как найти дубовую ветку для щита в горах, где дубы не растут по определению. Ну да ладно.
4. Четвёртое, что знает Торин Оукеншильд: самые понятные ситуации - это те, которые можно уладить с помощью меча. Сражаться у него получается лучше, чем думать, чувствовать и говорить, поэтому думает он зачастую с посторонней помощью, чувствует только Ответственность, Гнев и Жажду Мщения, а говорит по минимуму. Лучше, как говорится, молчать и слыть маджестик.
Прекрасна в этом ключе сцена перед захватом гномов гоблинами: у Торина дважды чуть не рухнул главный жизненный принцип (см. пункт 1), но всё обошлось и все живы. От облегчения Торин расслабляется, отпускает вожжи и, не сдержавшись, рявкает в сторону Бильбо что-то в духе того, что лучше бы ты сидел дома, полурослик. Потом, когда все уже спаслись от гоблинов, а Бильбо запропал, Торину гадостно. Но он настолько не привык как-то разбираться со своими переживаниями, что сразу начинает себя и всех убеждать: всё с Бильбо в порядке, он нас кинул и отправился домой, да оно и к лучшему, нам к предательствам не привыкать. Торину гораздо проще считать кого-то врагом, чем чувствовать свою вину перед ним.
Поэтому как славно, как облегчённо Торин улыбается (впервые за фильм!1) в самом конце! Бильбо простым и понятным ему образом - то есть, в бою, - демонстрирует, что он достоин доверия. Все те красивые слова про дом, которые он говорил ранее, были недостаточно убедительны, но вот тепееерь можно признать свою ошибку, обняться и перестать чувствовать себя гадостно. Хорошо улыбаться, когда скажешь то, что надо было сказать, да, чертяка?
Я хочу фик по схеме 5+1: "Пять человек, которые учили Торина Оукеншильда жизни, и один, который перечеркнул все их уроки". Пятеро могут быть любыми, я насчитала Балина, Трора, Трандуила, Гендальфа и Азога, но возможны вариации. Шестой, понятно, Бильбо.
Потому что, ёмаё, пейринг.
Извините спасибо пожалуйста.
О Бильбо.
Здесь мои мысли взрываются универсумом обожания, поэтому я выловлю только отдельные обрывки.
В сцене с Голлумом и милосердием у Мартина Фримана в лице не меняется ничего и меняется всё. Как - понятия не имею.
Бильбо - это хоббит, который половину Средиземья прошёл в бордовом сюртуке с золочёными пуговицами и в щёгольском шейном платке, ухитрившись практически их не испортить. На привалах он ставил заплатки на локти с помощью весьма кстати прихваченных в дорогу нитки с иголкой. Ожидаемо, что ни в какие схемы суровых гномьих вождей это существо не уложится.
Убегая из гоблинского плена, Бильбо ухитрился столкнуться именно с тем гоблином, который владел оружием ещё хуже, чем он сам. Полуросличье везение работает во все времена!
Торин - герой из книг, которые Бильбо оставил дома, и только благодаря Торину Бильбо окончательно убеждается в том, что реальность далеко не всегда героична, а герои плохо спят по ночам, подозревают подвох во всём, что движется, и вообще часто больны на всю голову.
О фаноничном.
Необыкновенно харизматичный гоблинский король - циничный интеллектуал, старый хитрец, любит девочек и прячет где-то в пещерах гигантскую библиотеку. Гоблины ему поклоняются, как богу.
Уже поддавшийся власти палантира Саруман с почему-то непричёсанной бородой, который Саурона назвал "заигравшимся смертным колдуном". Хорошо, что тот не слышал!
Романтическая линия Галадриэли и Гендальфа, которая закончилась, не начавшись, с полтыщи лет назад.
Элронд, который отчаянно пытается не потрепать Торина за щёчку ("Да убери ты свою тыкалку, дитё, мы ещё с твоим дедушкой в шахматы резались!").
КилиФили очевиднейший броманс, а Бофур наверняка пишет сказки на досуге. Двалин непобедим, устрашающ, бреет голову и любит подчеркнуть, что есть ещё порох в пороховницах, но и у него в последние годы побаливают спина, раненное когда-то колено и посаженная в застольях печень... А Ори незадолго до путешествия женился, и никто из гномов не знает, за что его прекрасная жена его выбрала.
У Радагаста где-то спрятаны часы, о которых он сам постоянно забывает, а в своих наркоманских фантазиях он часто видит далеков, галактики и синие будки. Тс-с-с.
О целом.
ВК - это история про спасение мира и конец эпохи. Трёх фильмов для неё оказалось явно маловато, и большая часть характеров оказались потеряны. Но "Хоббит", слава богам, гораздо менее масштабен и более прост по сюжету. Делая его трилогией, Джексон и его друзья получили кучу места для крупных планов, не укороченных втрое диалогов и ПЕРСОНАЖЕЙ, наконец-то. Наконец-то красиво раскрылось раздвоение личности Голлума, который во всей этой саге вообще ключевой персонаж. Наконец-то понятно, как именно Гендальф приглядывает за Средиземьем, насколько долго он это делает и как хорошо научился получать от этой обязанности удовольствие. Наконец-то Галадриэль, наконец-то Радагаст, наконец-то монстры с характерами, наконец-то Саурон!
И Смоуг, доброе утро, солнышко. Пойди и сожги этого дрозда.