Вчера сказала одному папаше: "Мой опыт мне подсказывает, что..." и сама от своего нахальства чуть не поперхнулась.
Папаша пришёл, уверенный, что только космическая лень мешает его шестилетнему ребёнку нормально говорить и двигаться. Ребёнок первые три года своей жизни провёл в больницах, потому что родился с гипоксией и надпочечниковой недостаточностью. Ему кололи гормоны, в год он только начал сидеть (норма - 5-6 месяцев), в два года пошёл (норма - год), в четыре начал немного понимать человеческую речь. На первых двух моих занятиях он просто лежал, потому что не хотел и не мог ничего делать. Один раз даже заснул. Просто лёг на пол в незнакомой комнате, наедине с незнакомым человеком и уснул.
И тем не менее, убедить папашу в том, что у его сына много чего не в порядке, у меня не получалось. "Вы знаете, - говорил он, - дома Саня отлично двигается! Он умеет забивать гвозди и катается на самокате".
"Вы знаете, - отвечала я, - если вы его этому учили, вот так же, как сейчас, угрожающе нависая и требуя смотреть в глаза и не рыпаться, я понимаю, почему он это умеет!"
"Он просто ленится на ваших занятиях".
Вот тут и я сказала, что мой опыт мне подсказывает, что лень - это не врождённое качество. Маленькие дети в норме активны и любознательны, а ленятся они тогда, когда активность им слишком дорого обходится. Саня ленится потому, что на преодоление своих двигательных проблем (а их очень много - он же не отползал своё в младенчестве, не отбегал в раннем возрасте и только сейчас навёрстывает упущенное) он тратит слишком много энергии и сил. А значит, надо работать не только на развитие моторики, но на повышение продуктивности энергетических систем мозга - подкорки, ствола, сосудистой системы. Хорошо, что папаша двигает его и тормошит, без этого мальчик оставался бы овощем. Но этим нельзя ограничиваться.
И так далее. Долго мы говорили. И всё это время я была уверена, что он сейчас скажет: ну какой у тебя опыт, деточка, о чём ты вообще говоришь и кто дал тебе право раздавать людям рекомендации?
Папаша выслушал всё, что я на него вывалила, безропотно взял список упражнений, которые они должны делать дома, уточнил то, что из списка было непонятно, и пообещал заниматься. "Да-да, занимайтесь обязательно", - строго сказала я напоследок, а потом ушла дрожать от пережитого на кухню.
So here we are. Даже незнакомые люди могут счесть меня взрослой и компетентной.
Кажется, мне удалось всех обмануть.